распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 16 августа 2012 г. № 1487-р
П Л А Н
мероприятий ("дорожная
карта") "Улучшение предпринимательского климата в сфере
строительства"
1. Реализация "дорожной
карты" "Улучшение предпринимательского климата в сфере
строительства" (далее - "дорожная карта") призвана улучшить
предпринимательский климат в сфере строительства, в том числе упростить и
усовершенствовать административные процедуры на всех стадиях осуществления
строительства, начиная от стадии подготовки градостроительной документации и
заканчивая вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства.
2. Целями "дорожной
карты" являются:
сокращение количества процедур,
необходимых для реализации инвестиционно-строительных проектов;
сокращение совокупного времени
прохождения всех административных процедур при реализации
инвестиционно-строительных проектов;
снижение расходов, необходимых
для прохождения всех административных процедур при реализации
инвестиционно-строительных проектов;
развитие рынка аренды жилья.
3. В качестве контрольных
показателей успешной реализации "дорожной карты" выбран рейтинг Doing
Business, подготавливаемый Всемирным банком на ежегодной основе. Целевым
ориентиром реализации "дорожной карты" избрано вхождение Российской
Федерации в топ-20 этого рейтинга (по комплексу из 10 показателей).
Наименование
контрольного показателя
|
Единица
измерения
|
|||
Позиция в рейтинге Doing Business по показателю получения
разрешения на строительство:
|
-
|
178
|
78
|
34
|
количество процедур,
необходимых для получения разрешения на строительство
|
штук
|
51
|
15
|
11
|
совокупность времени
прохождения всех стадий процедур получения разрешения на строительство
|
дней
|
423
|
130
|
56
|
объем затрат, необходимых
для получения разрешения на строительство (процентов внутреннего валового
продукта на душу населения)
|
процентов
|
184
|
104
|
101
|
II. План мероприятий
Срок реализации
|
Ответственные исполнители
|
Ожидаемый результат
|
|
1. Внесение
в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона,
устанавливающего, что в случае, если до 1 января
|
сентябрь
|
Минрегион России,
Минэкономразвития России,
Минфин России, Минтранс
России,
Минэнерго России,
Минобороны России,
Минобрнауки России,
Минздрав России
и ФСБ России
с участием Федерального
фонда содействия развитию жилищного строительства
|
завершение
формирования системы документов территориального планирования Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации
|
2.
Обеспечение завершения разработки документов территориального планирования,
правил землепользования и застройки и документации по планировке территорий:
|
Минрегион
России, Минэкономразвития России
с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
документы территориального планирования, правила
землепользования и документация по планировке территорий,
перечень сформированных земельных участков
|
|
1-й
этап - утверждение плана-графика разработки правил землепользования и
застройки и документации по планировке территорий городских округов и
городских поселений
|
ноябрь
|
||
2-й
этап - обеспечение завершения разработки правил землепользования и застройки
и документации по планировке территорий десяти пилотных городских округов и
городских поселений
|
декабрь
|
||
3-й
этап - обеспечение завершения разработки правил землепользования и застройки
городских округов и городских поселений
|
декабрь
|
||
4-й
этап - обеспечение завершения разработки документации по планировке территории
городских округов и городских поселений, на которой до 2020 года
планируется осуществление строительства в соответствии с планами
реализации их генеральных планов, формирование земельных участков для
строительства и подготовка планов проведения торгов по предоставлению прав
на такие земельные участки
|
декабрь
|
||
3. Внесение в
Правительство Российской Федерации проекта федерального закона,
предусматривающего установление обязанности органов местного самоуправления
городских поселений и городских округов утверждать долгосрочные программы по
реализации генеральных планов, предусматривающие мероприятия по строительству
транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры в соответствии
с документами территориального планирования, и источники их
финансирования, а также введение дифференцированного подхода к перечню
|
сентябрь
|
Минрегион
России,
Минэкономразвития
России,
ФАС России
|
утвержденные
долгосрочные программы по реализации генеральных планов, в том числе программ
по развитию инфраструктуры и источникам их финансирования, а также
дифференцированный подход к перечню обязательств застройщика
|
обязательств застройщика
(устанавливаемых органом местного самоуправления) по созданию транспортной,
социальной и коммунальной инфраструктуры в зависимости от инвестиционной
привлекательности муниципального образования
|
|||
4. Внесение
в Правительство Российской Федерации предложений с проектами нормативных
правовых актов, направленных на повышение эффективности механизмов,
стимулирующих органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления и субъекты естественных монополий к
обеспечению земельных участков под жилищное строительство инженерной,
социальной и транспортной инфраструктурой, включая предложения по механизмам
взаимодействия участников инвестиционных строительных проектов на условиях
государственно-частного партнерства
|
сентябрь
|
Минэкономразвития
России,
Минэнерго
России,
Минфин
России,
Минрегион
России и ФАС России с участием Внешэкономбанка
|
предложения по финансированию развития
социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, в том числе с
использованием государственно-частного партнерства
|
5. Внесение
в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона,
предусматривающего установление обязанности соответствующих уполномоченных
органов местного самоуправления принимать решения о разработке документации
по планировке территории на основании заявлений правообладателей земельных
участков, а также утверждать и опубликовывать разработанную в
установленном порядке правообладателями земельных участков документацию по
планировке территории после проведения публичных слушаний при условии ее
соответствия документам территориального планирования, правилам
землепользования и застройки, долгосрочным программам по реализации
генеральных планов, предусматривающих мероприятия по строительству
транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, утвержденным
органами местного самоуправления
|
октябрь
|
Минрегион
России,
Минэкономразвития
России,
ФАС России
|
со дня
вступления федерального закона в силу установление обязанности
соответствующих уполномоченных органов государственной власти и местного
самоуправления принимать решения о разработке документации по планировке
территории на основании заявлений правообладателей земельных участков, а
также утверждать и опубликовывать разработанную в установленном порядке
правообладателями земельных участков документацию по планировке территории
после проведения публичных слушаний при условии ее соответствия документам
|
территориального планирования,
правилам землепользования и застройки, долгосрочным программам по реализации
генеральных планов, предусматривающих мероприятия по строительству
транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, утвержденным органами
местного самоуправления
|
|||
6. Обеспечение
сопровождения и принятия в Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации проекта федерального закона № 50654-6 "О внесении
изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании
утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или
земельных участков из одной категории в другую"
|
октябрь
|
Минэкономразвития России,
Минрегион
России
|
отмена деления земель на
категории со дня вступления
в силу федерального закона |
7. Создание
механизма стимулирования органов государственной власти и органов местного
самоуправления к вовлечению в хозяйственный оборот государственных и
муниципальных земель в целях строительства (за исключением земельных
участков, зарезервированных для государственных нужд, и земельных участков, в
отношении которых в Федеральный фонд содействия развитию жилищного
строительства в соответствии с Федеральным законом "О содействии
развитию жилищного строительства" поступили обращения о вовлечении их в
хозяйственный оборот в целях жилищного и иного строительства, если в отношении
указанных земельных участков не приняты решения о нецелесообразности такого
вовлечения)
|
вовлечение неиспользуемых земель в
хозяйственный оборот
|
||
1-й
этап - внесение в Правительство Российской Федерации предложений
|
октябрь
|
Минэкономразвития
России,
Минрегион
России и
Минфин России
с участием Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства |
предложения по стимулированию органов
государственной власти и органов местного самоуправления к вовлечению в
хозяйственный оборот государственных и муниципальных земель в целях
строительства
|
2-й
этап - внесение в Правительство Российской Федерации проекта нормативного
правового акта, предусматривающего механизм стимулирования органов
государственной власти и органов местного самоуправления к вовлечению в
хозяйственный оборот государственных и муниципальных земель в целях
строительства
|
февраль
|
Минэкономразвития
России,
Минрегион
России,
Минфин России
с участием Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства |
нормативный
правовой акт, предусматривающий механизм стимулирования органов
государственной власти и органов местного самоуправления к вовлечению в
хозяйственный оборот государственных и муниципальных земель в целях
строительства
|
8. Обеспечение сопровождения и принятия
в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
проекта федерального закона № 432575-4 "О внесении изменений в
Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации"
|
октябрь
|
Минэкономразвития России,
Минрегион
России и ФАС
России с участием Федерального фонда
содействия развитию жилищного строительства
|
вовлечение неиспользуемых
земель в хозяйственный оборот
|
II. Государственная
поддержка комплексного освоения территорий
|
|||
9. Внесение в Правительство Российской
Федерации проекта нормативного правового акта, предусматривающего
установление единого порядка взаимодействия участников реализации проектов
жилищного строительства
|
ноябрь
|
Минрегион
России,
Минэкономразвития
России, Минэнерго России
и
ФАС России с участием Федерального фонда
содействия развитию жилищного строительства
|
единый
порядок взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства
|
10. Внесение в Правительство Российской
Федерации проекта нормативного правового акта, предусматривающего уточнение
региональных программ жилищного строительства в части утверждения перечня
земельных участков, обеспечивающих выполнение планов по объему ввода жилья
|
сентябрь
|
Минэкономразвития
России и
Минрегион
России
с
участием
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
|
включение в
региональные программы жилищного строительства адресных перечней земельных
участков, обеспечивающих выполнение планов по объемам ввода жилья
|
III. Сокращение сроков и
количества согласований и разрешений
|
|||
11. Внесение
в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов,
предусматривающих исчерпывающий перечень установленных на федеральном
уровне административных процедур в сфере жилищного и промышленного
строительства, а также порядка согласования дополнительных процедур,
установленных субъектами Российской Федерации, органами местного
самоуправления, организациями коммунального комплекса и электросетевыми
компаниями
|
сентябрь
|
Минрегион
России,
Минэкономразвития
России,
Минэнерго
России,
Ростехнадзор,
ФАС России
|
перечень
установленных на федеральном уровне административных процедур в сфере
жилищного и промышленного строительства, порядок согласования дополнительных процедур, установленных субъектами
Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями
коммунального комплекса и электросетевыми компаниями
|
12. Внесение в Правительство Российской
Федерации проектов нормативных правовых актов, предусматривающих исчерпывающие
перечни федеральных
и региональных обязательных норм, документов и технических регламентов,
обязательных к применению при проведении экспертизы проектной документации и
результатов инженерных изысканий, государственного строительного надзора и
строительного контроля при строительстве объектов и вводе объектов в
эксплуатацию
|
сентябрь
|
Минрегион
России,
Минэкономразвития
России, Ростехнадзор, ФАС России, МЧС
России, Роспотребнадзор
с
участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
перечни
федеральных и региональных обязательных норм, документов и технических
регламентов
|
13. Внесение в
Правительство Российской Федерации проекта федерального закона,
предусматривающего уведомительный порядок начала
строительства, в котором необходимо установить, что при наличии у застройщика
правоустанавливающих документов на земельный участок, наличии документации по
планировке территории и градостроительного зонирования, положительного
заключения экспертизы
|
октябрь
|
Минрегион России, ФАС России,
заинтересованные федеральные органы
исполнительной власти
|
упрощение процедур
начала строительства
|
по проектной документации
строительство объектов капитального строительства начинается в уведомительном
порядке через 30 дней после рассылки соответствующих документов в адрес
уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления
(кроме объектов, проектная документация которых не подлежит экспертизе)
|
|||
1-й
этап - промышленные объекты вне границ населенных пунктов (с 1 июля
|
|||
2-й
этап - прочие объекты (за исключением особо опасных, технически сложных и
уникальных) (с 1 января
|
|||
14. Внесение в Правительство Российской
Федерации предложений о сокращении сроков прохождения процедур
по рассмотрению, согласованию и утверждению градостроительной
документации, а также о дифференциации сроков проведения экспертизы
проектной документации в зависимости от сложности объектов
|
октябрь
|
Минрегион
России,
ФАС
России
|
предложения
по сокращению сроков прохождения
процедур
по рассмотрению, согласованию и утверждению градостроительной
документации, а также получению заключения экспертизы на проектную
документацию
|
15. Внесение в Правительство Российской
Федерации проекта федерального закона,
устанавливающего процедуру административного
обжалования действий (бездействия) органов государственной власти и местного
самоуправления, связанных с нарушением порядка осуществления полномочий в
области строительства и земельных отношений, с одновременным внесением
корреспондирующих санкций в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях в отношении должностных лиц уполномоченных органов за
нарушение порядка осуществления полномочий в сфере строительства и земельных
отношений
|
август
|
ФАС
России,
Минрегион
России,
Минэкономразвития
России
|
административная
ответственность для должностных лиц органов государственной власти и местного
самоуправления за нарушение прав правообладателей земельных участков, зданий
и сооружений в процессе подготовки и осуществления строительства, а также
возможность административного обжалования действий (бездействия) указанных
должностных лиц
|
16. Внесение в Правительство Российской
Федерации согласованных предложений по поэтапному упрощению процедуры ввода
объектов капитального строительства в эксплуатацию:
|
|||
1-й
этап - предложения о механизмах участия страховых и саморегулируемых
организаций в оценке соответствия объектов капитального строительства
требованиям законодательства Российской Федерации
|
декабрь
|
Минэкономразвития
России,
Минрегион
России,
Минфин
России
|
предложения о механизмах участия страховых
компаний и саморегулируемых организаций в оценке соответствия объектов
капитального строительства требованиям законодательства Российской Федерации
|
2-й этап - установление правил,
обеспечивающих ввод объектов в эксплуатацию при заключении договора со
страховой компанией и при условии подтверждения строительным надзором
соответствия построенного объекта капитального строительства требованиям
законодательства Российской Федерации (с отменой всех иных обязательных
процедур и требований) (после формирования устойчивого рынка управляющих
компаний), а также правила, обеспечивающие финансовую ответственность
застройщика на весь период гарантийного срока эксплуатации указанного объекта
капитального строительства
(с 1 января
|
декабрь
|
Минэкономразвития
России,
Минрегион
России,
Минфин
России
|
правила, обеспечивающие ввод объектов в
эксплуатацию при заключении договора со страховой компанией и при условии
подтверждения строительным надзором соответствия построенного объекта
капитального строительства требованиям законодательства Российской Федерации
(с отменой всех иных обязательных процедур и требований)
|
17. Внесение в Правительство Российской
Федерации нормативного правового акта, направленного на
развитие института негосударственного строительного надзора, заключение
которого о соответствии построенного или реконструированного объекта
капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной
документации приравнивается к заключению государственного строительного
надзора (за исключением объектов, определенных пунктом 51 статьи 6
Градостроительного кодекса Российской Федерации)
|
декабрь
|
Минрегион
России, Минэкономразвития России,
Минфин России,
Ростехнадзор,
ФАС
России
|
институт
негосударственного строительного надзора
|
18. Внесение в Правительство Российской
Федерации нормативного правового акта, направленного на
развитие института профессиональных управляющих компаний, предусматривающего
установление мер ответственности для управляющих компаний, собственников и
лиц, ответственных за эксплуатацию объекта капитального строительства, для
различных типов зданий и сооружений, а также введение обязательных требований
к уровню профессиональной квалификации и ответственности, в том числе с
использованием механизмов обязательного страхования с поэтапной отменой
обязательности экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной
документации (за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных
объектов)
|
декабрь
|
Минрегион
России, Минэкономразвития России,
ФАС
России
|
меры
ответственности для управляющих компаний, собственников и лиц, ответственных
за эксплуатацию объекта капитального строительства, для различных типов
зданий и сооружений, порядок ввода объектов в эксплуатацию при участии
страховых компаний, требования к уровню профессиональной квалификации и
ответственности, в том числе с использованием механизмов обязательного
страхования
|
1-й
этап - многоквартирные жилые дома
(с
1 января
|
|||
2-й
этап - прочие объекты капитального строительства (с 1 января
|
|||
IV.Модернизация
системы технического регулирования и оптимизация системы
надзора в строительной отрасли
|
|||
19.
Внесение в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых
актов, направленных на создание системы применения европейских и
международных стандартов в сфере строительства и промышленности строительных
материалов и иной практики иностранных государств в Российской
Федерации
|
декабрь
|
Минрегион России, Росстандарт
|
система применения европейских и
международных стандартов в сфере строительства и промышленности
строительных материалов и иной практики иностранных государств
в Российской Федерации
|
V.
Развитие рынка арендного жилья
|
|||
20. Внесение в Правительство Российской
Федерации проекта нормативного правового акта об утверждении комплекса мер,
направленных на развитие рынка арендного жилья
|
август
|
Минрегион
России,
Минэкономразвития
России,
Минфин
России,
Минюст
России
|
создание условий для
развития института арендного жилья в Российской Федерации
|
21. Мониторинг и контроль реализации плана с
внесением при необходимости предложений об изменении плана
|
на
постоянной основе
|
Минэкономразвития России,
Минрегион России
с участием заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, общественных объединений предпринимателей
и автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических
инициатив по продвижению новых проектов"
|
мониторинг и
контроль реализации плана
|
Ключевые
идеи и решения ДК «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства»
1.
Контрольные
показатели:
Наименование
контрольного показателя
|
Единица
измерения
|
|||
Позиция в рейтинге Doing Business по показателю получения
разрешения на строительство:
|
-
|
178
|
78
|
34
|
- количество процедур,
необходимых для получения разрешения на строительство
|
штук
|
51
|
15
|
11
|
- совокупность времени
прохождения всех стадий процедур получения разрешения на строительство
|
дней
|
423
|
130
|
56
|
- объем затрат, необходимых
для получения разрешения на строительство (процентов внутреннего валового
продукта на душу населения)
|
процентов
|
184
|
104
|
101
|
2. Верхнеуровневые блоки мероприятий:
I.
Формирование
земельных участков и разработка градостроительной документации;
II.
Государственная
поддержка комплексного освоения территорий;
III.
Сокращение
сроков и количества согласований и разрешений;
IV.
Модернизация
системы технического регулирования и оптимизация системы надзора в строительной
отрасли;
V.
Развитие
рынка арендного жилья;
VI.
Мониторинг
и контроль реализации плана.
3. САМЫЕ
ВАЖНЫЕ МЕРЫ:
- введение в оборот крупных
массивов земельной собственности (участков), находящихся в государственной
собственности, для передачи их в муниципальную собственность для вовлечения их
в хозяйственный оборот в целях жилищного и иного строительства (пункт 1);
- комплекс мероприятий,
предусматривающий механизм налогового и бюджетного стимулирования органов
государственной власти в целях улучшений условия для строительства (пункт
7);
- развитие на федеральном
уровне проектов строительства в части
мер по комплексному освоению территорий (ФЦП «Жилице») (пункт 9-10);
- унификация и создание
полного перечня норм, связанных с получением разрешения на строительство (проектная
документация, начало строительства, подключение к коммунальному и
электросетевому комплексу, ввод в эксплуатацию) (пункты 11-14,
16).
Комментариев нет:
Отправить комментарий