Г. П. Асташкин, Н. И. Григоров, О. И. Мешков, И. Ю. Рыбкина
Введение
Предположим, что принят к реализации проект застройки Камышевки, уничтожающий самую популярную в Новосибирске лыжную трассу. Это означает, что нагрузка на уцелевший 5-километровый участок лыжни, обслуживаемый базой им. А. Тульского УД СО РАН (далее – базой Тульского) многократно возрастет, что связано как с появлением нового микрорайона на 8 200 человек, примыкающего к трассе, так и с переходом в 2012 г. второй очереди базы Тульского в муниципальную собственность. Резонно предположить, что на эту базу переместятся отделения ДЮСШ-6 по биатлону, лыжным гонка и ориентированию, а число занимающихся в этих секциях детей вырастет в связи с заметным улучшением условий для тренировок по сравнению с существующими в настоящее время.
В связи с заселением нового микрорайона резко возрастет интенсивность автомобильного движения на дороге в Ключи: по данным проектировщиков до 1500 машин будут ежедневно курсировать по ней мимо лыжной базы.
Обоснование увеличения километража подготавливаемой лыжни
Даже в настоящее время, особенно с конца февраля и до начала апреля, количество лыжников на 5-км отрезке лыжни, рельеф которого предъявляет минимальные требования к гуляющим, зачастую близко к насыщению. Это особенно заметно в дни проведения соревнований на базе Тульского, когда только 6-метровая ширина трассы позволяет без взаимных обид расходиться спортсменам и отдыхающим. Подчеркнем, что база Тульского является центром любительского лыжного спорта Новосибирской области, на ней проводится 90% любительских лыжных соревнований Новосибирска, а в прошлом году, после многолетнего перерыва состоялось и первенство области под эгидой Облспорткомитета НСО. Логично предположить, что неофициальный статус «Мекки любительских лыж Новосибирска» должен быть сохранен, как и условия для гармоничного сочетания интересов спортсменов и отдыхающих. Хочется напомнить, что именно спортсмены-любители берут на себя труд по предсезонной подготовке существующей лыжни, затрачивая на это ежегодно до 800 человеко-часов и около 20 000 руб. личных средств. Вряд ли такое положение дел изменится в ближайшем будущем.
Кажется справедливым, если взамен утраченной «левой» 15-км лыжни шириной 6 м, которая создавалась на протяжении около 30 лет, любители лыж получат аналогичную трассу, но справа от дороги в Ключи. Такая протяженность трассы снизит плотность лыжников до разумного минимума, а наличие двух дистанций в дни проведения соревнований позволит разделить спортсменов и катающихся. Заметим, что цифра в десятки и сотни километров подготавливаемых трасс, из которых половина освещена, типична для лыжных курортов Скандинавии. С учетом значительной убыли лыжных баз в Новосибирске в последние годы, длина подготавливаемой лыжни в 20 км не представляется чрезмерной. Ее можно сравнить с цифрой 80 км – столько лыжни готовилось на базе Тульского в конце 80-х годов прошлого века.
Переходный мост
Возникает ситуация, когда лыжня и лыжная база оказываются разделены оживленной автомагистралью. Для перехода катающихся через нее требуется строительство лыжного переходного моста. Это является и необходимым требованием нормальной работы ДЮСШ-6, т.к. дети могут пересекать дорогу только по оборудованному переходу.
По существующим нормам, высота моста должна составлять 4.2 м, что дает длину боковых пандусов, обеспечивающих разумный градиент 10%, в 40 м. Мост должен выдерживать нагрузку до 5 т., чтобы обеспечить проезд тяжелого ретрака для подготовки лыжни. Ширина моста должна составлять не менее 6 м. Данное требование обусловлено шириной захвата современной техники для подготовки лыжных трасс, изредка использующейся и на лыжнях базы Тульского. Такой мост является сложной строительной конструкцией, нуждающейся в специальном проектировании. Стоимость его строительства авторы оценить затрудняются.
Можно, конечно, ограничиться строительством пешеходного переходного мостика, по которому лыжники будут пересекать дорогу, неся лыжи в руках, но это решение, сопоставимое по стоимости с лыжным мостом, создает значительные неудобства катающимся. Кроме того, если для лыжного моста падающий снег – только во благо, то ступени пешеходного мостика придется регулярно очищать от снега и льда.
Выбор трассы «справа»
В настоящее время «справа» имеется лыжная трасса длиной 7.5 км, соответствующая по перепаду высот международной категории «А». Теоретически, это позволяет проводить на ней даже этапы Кубка мира по лыжным гонкам. Трасса нанесена на карту Барышевского района, но землеотвод под нее не производился. Трасса проложена вблизи границы Ботанического Сада, однако полностью находится на его территории, ее ширина около 4 м. Лыжня готовится на личные средства лыжников при частичной поддержке Новосибирского Государственного Университета.
Очевидно, что для массового катания эта лыжня непригодна. К сожалению, даже на «левой пятерке» каждый год происходят несчастные случаи, сопровождающиеся легкими травмами, поэтому массовое появление плохо подготовленных лыжников на трассе международного уровня просто недопустимо. Следует также учесть, что приблизительно с середины марта спуски и подъемы на северном склоне р. Зырянка, по которому проложена эта лыжня, обледеневают, риск получения травм многократно увеличивается, и даже хорошо подготовленные спортсмены предпочитают переносить тренировки на «левую» лыжню. Практически, существующая «правая» лыжня не используется для проведения соревнований с начала второй декады марта, когда устанавливается самая «лыжная» погода. Кроме того, эта лыжня, в силу своей сложности, не пригодна также и для проведения марафонских гонок. Напомним, что на базе Тульского на протяжении около 40 лет проводятся единственные в Новосибирске лыжные марафонские гонки на 50 и 60 км. Последняя из них, «Мемориал Владимира Пелеганчука – Новосибирский сверхмарафон» в прошлом году собрала в общей сложности 170 участников.
Все сказанное выше означает, что для массового катания и проведения любительских лыжных соревнований «справа» придется проектировать и готовить новую трассу. За ее основу может быть взята заброшенная около 15 лет назад так называемая «женская десятка». Она, по большей части, имеет мягкий рельеф, сходный с «левой» десяткой, о чем свидетельствует и само название этой некогда популярной лыжни. Трасса нанесена на карту Барышевского района, но землеотвод на нее не производился, она полностью находится в Ботаническом саду, глубоко заходя на его территорию. Большая часть лыжни спрятана в лесу на левом (южном) берегу Зырянки, поэтому хорошо защищена от солнца. В годы, когда на старой базе Тульского, располагавшейся с правой стороны дороги в Ключи, были более развиты «правые» трассы, часто именно на «женской десятке» спортсмены в начале сезона выходили на снег.
Проектирование и подготовка новой лыжни «справа»
Поскольку нашей целью является не просто эквивалентная замена утрачиваемой из-за бюрократических маневров лыжни, но и развитие ее преемницы на многие годы вперед, то вводимая в строй трасса должна, как и ее предшественница, иметь ширину не менее 6 м, но более совершенную инфраструктуру. Это означает как выравнивание полотна трассы при помощи тяжелой техники, так и строительство переходных мостиков. К сожалению, предлагаемая лыжня дважды пересекает оживленные даже зимой пешеходные дорожки, используемые владельцами дачных участков. В силу этого на трассе требуется строительство еще двух переходных мостиков на северном (орографически правом) берегу Зырянки, но уже с высотой лишь около 2.5 м при длине около 7 м и ширине 6 м. Такого рода элементы обустройства лыжни оживляют ее и широко применяются при проектировании. Длина боковых пандусов в данном случае составит около 20 м. Далее, лыжня дважды пересекает р. Зырянка, поэтому необходимы еще два мостика, каждый длиной около 10 м при ширине 6 м.
Самым болезненным вопросом при проектировании лыжни является количество подлежащих вырубке деревьев, поскольку она проходит в Ботаническом саду, т.е. на особо охраняемой территории (ООТ). Точное число срубленных деревьев может быть установлено лишь путем непосредственного подсчета. Для оценки можно использовать данные инспекции правой «пятерки», проведенной в прошлом году совместно с лесничим Ботсада. В ходе подсчета было установлено, что для расширения «пятерки» с 4 до 6 м требуется срубить около 90 берез и осин. В случае «женской десятки», имевшей ширину около 2 м, путем несложных арифметических подсчетов число срубаемых деревьев можно оценить в 350 – 400 стволов. Эта цифра – скорее оценка снизу, т.к. трасса зарастала на протяжении 15 лет. Поскольку мы собираемся увеличить протяженность лыжни до 15 км, то, даже с учетом намерения проложить дополнительный 5-километровый отрезок по имеющимся тропинкам и дорогам, общий лесоповал следует оценить в 600-700 берез, осин и других малоценных пород деревьев. Наверное, следует заранее предусмотреть соответствующий объем компенсационных посадок.
Еще одной проблемой, которую нужно решить для ввода трассы в эксплуатацию, является обеспечение безопасного спуска с крутого правого берега Зырянка и пологого подъема на него при возвращении на базу. Для этого требуется проложить пологие террасы шириной 6 м и длиной около 100 м на склоне Зырянки, что требует применения тяжелой техники. С целью предотвращения размывания склона представляется целесообразным восстановление плодородного слоя почвы после профилирования трассы, а также посадка травяного газона.
Юридический статус новой трассы
Новую лыжню предполагается разместить на особо охраняемой территории (ООТ). Уже само название места прокладки будущей трассы заставляет задуматься о законности такого намерения. Каким образом будет зарегистрирована лыжня юридически? События, разворачивающиеся вокруг «левой» десятки свидетельствуют, что в современных условиях юридическое оформление лыжни абсолютно необходимо для ее многолетнего существования и развития. С этим вопросом пересекается проблема эксплуатации лыжни, ее предсезонной и зимней подготовки. Захочет ли муниципалитет готовить трассу на земле, которая ему не принадлежит? Согласится ли Президиум СО РАН хотя бы оформить на лыжню сервитут? Не секрет, что финансирование спортивных объектов ННЦ испытывает трудности, и как будет развиваться ситуация в дальнейшем – непредсказуемо. А что, если в недалеком будущем придется столкнуться с ситуацией, когда УД СО РАН уже не сможет выделять деньги на подготовку лыжни, а мэрия не захочет тратить средства на спортивный объект, ей не принадлежащий?
Возможность осуществления проекта
Стоимость осуществления проекта авторы оценить не берутся. Ясно, что лишь силами лыжников-любителей, как это было до сих пор, в обозримые сроки ввести новую лыжню в строй не удастся. Поскольку инициатива по переносу лыжни «направо» принадлежит Президиуму СО РАН, то он и должен ответить на вопросы, кто закажет и оплатит проектирование и сооружение переходного моста через дорогу в Ключи, а также четырех переходных мостиков на трассе? Кто оплатит работу техники по профилированию трассы, рубку деревьев и приобретение саженцев для компенсационных посадок? Единственное, в чем сомнений нет, так это в том, что предсезонную подготовку лыжни будут производить, как всегда, члены центральной лыжной секции ННЦ СО РАН.
Целесообразность осуществления проекта
Реальное положение дел, на взгляд авторов, выглядит следующим образом. Из-за бюрократической казуистики уничтожается самая популярная лыжня Новосибирска вместе с многолетними посадками ценных пород деревьев. Для того чтобы утихомирить протесты тысяч людей, лишаемых традиционного места отдыха, Президиум готов согласиться на вырубку сотен деревьев и работу бульдозеров в Ботаническом саду – на особо охраняемой территории. Такие действия, очевидно, вызовут бурные протесты «зеленых» Академгородка, т.е. общественность так и не будет успокоена.
Гораздо проще проделать необходимую бумажную работу и произвести перепланировку застраиваемого на Камышевке участка, что целесообразно со всех точек зрения. Подготовка нового проекта застройки будет стоить лишь малую часть средств, которые удастся сэкономить, перенеся строительство из оврагов и болот на ровные поля.
Публикуется Антоном Колониным, с разрешения авторов
Комментариев нет:
Отправить комментарий